Новости
RSS
Республика Чечня
Грозный и другие крупные города
География и климат
Экономика
История и культура
Администрация Республики
Обратная связь







Яндекс.Погода



.

В Чечне вспоминают великого танцора XX века Махмуда Эсамбаева

2008-07-16

По словам источника, в концертном зале Государственной филармонии в городе Грозном сегодня состоится вечер памяти, посвященный 84-й годовщине со дня рождения Махмуда Эсамбаева. Также в честь великого танцора в торжественной обстановке будет открыт памятник.

«Народный артист восьми республик, народный артист СССР — все эти звания Махмуд Эсамбаев получил ещё в 1974 году. На эстраде он стал выступать, начиная с 1957 года. Позже им был создан уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. Его композиции всегда поражали зрителей исполнительским мастерством и выбранной темой. Среди наиболее ярких его исполнений, где движения артист порой выверял по секундомеру, — танцы народов мира: чеченский и узбекский “Чабан”, башкирский “Воин”, монгольский “Охотник и орел”, колумбийский “Бамбук”, бразильский “Макумба”, эстрадный вариант индийского танца бхаратнатья “Золотой бог”, ритуальный “Танец огня” на музыку Мануэля де Фальи… Эти и многие другие танцы, исполненные выдающимся мастером, завоевали мировую сцену», — отметили в министерстве культуры республики.

Источник также сообщил, что накануне в Надтеречном отделе культуры состоялся вечер, посвященный дню рождения Махмуда Эсембаева, а в Курчалое, в одном из самых высокогорных районов республики, был организован конкурс на лучшее исполнение танцев мира, посвященный 84-й годовщине со дня рождения знаменитого танцора.

Справка ИА REGNUM. Эсамбаев Махмуд Алисултанович родился в селе Старые Атаги, вырос в Киргизии, куда был сослан во время депортации с семьей в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. Солист эстрадной сцены, имевший в 50-70 годах огромную популярность. Он начинал в оперном театре города Фрунзе, куда его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос — отрицательной героини «Спящей красавицы». Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой «Танцы народов мира».

Многие композиции мастер танца поставил себе сам. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.

Позже, в 50-е годы Махмуд Эсамбаев обратился к народному танцевальному творчеству, это совпало с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами».

В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой «Танцы народов мира» он покорил не только Россию, но и весь мир.

Махмуд Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка. 2001 году на Даниловском кладбище был торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н. Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.

Актёрские работы — фильмография: «Великий Туран» (1995) (из цикла «Зов предков», первый фильм дилогии), «Увертюра» (1994), «Приключения маленького Мука» (1983), «Пока бьют часы» (1976), «Честное волшебное» (1976), «На край света»(1975), «Земля Санникова» (1972).